Девиационная башня – а именно так называется странная конструкция посреди Днепра, исполняет ответственную миссию, о которой мы вам сейчас и расскажем.
Загадка среди Днепра
Прямо посреди главной водной артерии Киева, речки Днепр, напротив Осокорков и Южного моста и стоит это бетонное сооружение, похожее на большой ДОТ. Разные были предположения что же это собственно такое. Одни предполагали, что это огневая точка, оставшаяся тут со времён Второй Мировой Войны. Другие утверждали что это сооружение как-то связано со сталинскими тоннелями. Третьи думали что это какой-то очередной недострой недострой еще со времён ссср, когда денег на разные авантюрные проекты выделялось великое множество. Но правда в другом, и она не менее интересная. Это так называемый “ПАЛ”, а если по простому, то место для настройки корабельных компасов.
Первый ПАЛ был построен еще в 1983 году, и находился на месте нынешнего южного моста, но в связи с постройкой моста перенесён на данное место. Цена новой постройки – больше 2 млн. рублей. Девиационная башня имеет круглое строение, и железные лестницы вокруг. Сверху железная основа, сделаная для швартовки. В башне почти нет железа, по сути это всё монолитный бетон. Так задумало специально, что бы компас настраивать безупречно.
Настройщик компасов
Жители дачных участков Осокорков или гуляющие по урочище Покал могли видеть эту странну картину. Когда корабль подплывает к девиационной башне и швартуется возле неё. Ну или делает несколько кругов вокруг. Есть такая штука, именуемой магнитная девиация. Возникает она из-за избытка давления металла, который вокруг компаса. Ну или магнитного поля нашей планеты. Так вот, по закону, минимум раз в год каждое судно должно исправлять погрешности своего компаса. Тем более что у нас в городе два водохранилища, и возможны водные катастрофы. Конечно, корабли уже давно оснащены разной електроникой, но она может перестать работать. Компас же, будет работать всегда. Если, конечно, он настроен.
Как это работает
Обьяснить принцип настройки не так и просто. Внутри девиацинной башни имеется специальное оборудование. Оно сравнивает данные с компаса с координатами самого ПАЛа. И если есть отклонения, то показания компаса исправляются. После настройки кораблю выдают справку, подкреплённую “мокрой печатью”. И без этого документа нельзя плавать. В наши дни в Киеве есть всего один специалист-девиатор, а вообще в стране их около 10-ти. Понимание важности точности уносит нас в глубокую древность. Финикийские моряки тоже имели что-то подобное. Изготавливали палы из костей мамонта, это и была девиационная башня древности (рекомендуем прочитать про самый старый каштан Киева)