Киевская опера — сооружение, известное уже нескольким поколениям киевлян, по-прежнему радует нас своим видом. Сюда ходили киевляне при “старорежимной” власти, при большевиках, ходим сегодня и мы. Пожары, войны и революции немного задели оперу, но не уничтожили её. С удовольствием расскажем вам про этот шедевр.
Начало оперной жизни и здание старой оперы
Театральная жизнь в Киеве началась задолго до 20-го века. Еще в 1855 году на Театральной площади построили деревянный театр на 700 мест. Деревянное сооружение было построено в стиле классицизма, и как шутили киевляне стояло там ошибочно. Настолько небольшим оно было. Руководил строительством Ивана Штрома, и здание стало носить название “Русская опера”. Помещение арендовали для выступлений труппы со всей империи, что было делом недешёвым, но прибыльным для городской казны. В 1867 году в городе начинает действовать постоянная театральная группа, под руководством Фердинанда Бергера, оперного певца. Несколько постановок понравились киевлянам, и Фердинанду отдали театр под регулярные выступления. Первой оперой, которую он поставил, стала опера “Аскольдова Могила”. В 1874 году случилось знаковое событие, а именно прошла опера Николая Лысенко “Різдвяна Ніч”. К сожаленью это постановка не стала регулярной, и её повторили только в 1903 году. В этот раз гениальный Лысенко лично был диригентом спектакля.
Тем не менее город рос, число жителей стремительно увеличивалось, и стало ясно что городу нужно помещение больше. Дело решил господин случай. Новый сезон 1896 года открылся оперой “Евгений Онегин” и ею же закончился. В гримёрке случилось возгорание, огонь быстро охватил все помещения и через несколько часов всё было кончено. Страшный пожар до тла уничтожил театральную жизнь Киева. Сгорели костюмы, декорации, дорогие музыкальные инструменты, библиотека театра. Несколько лет киевляне были без качественных выступлений, но иногда небольшие постановки давались в других зданиях. После пожара киевские власти обьявили конкурс на строительство нового здания, и с этого момента киевская опера предстаёт перед нами в знакомом виде…
Строительство нового здания
Киевская опера начала новую жизнь с момента совещания киевских властей, которые решили выделить 500 000 царских рублей под строительство. Как и положено, в конкурсе участвовали именитые зодчие из Франции, Италии, Германии и т.д. В 1987 году, жюри, которое состояло из признанных архитекторов, обьявило, что конкурсный проект выиграл академик из Санкт-Питербурга Виктор Шрьотер. На тот момент он проектировал только театры, что было решающим аргументом в его пользу. До сих пор в Тбилиси, Иркутске, Нижнем Новгороде стоят шедевры его работы. Руководить строительными работами доверили киевскому архитектору, не менее именитому — Николаеву Владимиру.
За 3 года здание было готово, и уже шли работы по внутренней отделке, но тут Николаев столкнулся с большой проблемой. Именно в этот период Киев активно строиться, а значит что растут цены на строительные материалы. В итоге первоначальной суммы просто не хватило довести оперу до ума. Но городские власти снова собираются на совет, и выделяют несколько десятков тысяч рублей. Как итого, 28 сентября, 1901-го года киевская опера открывает свои двери первым посетителям.
Здание построили в стиле ренессанса, фасад украсили крылатыми грифонами, Терпсихорами и Мельпоменами. Главный зал состоит из амфитеатра, партера, бельэтажа и 4-х ярусов для зрителей. Одновременно зал может принять 1600 зрителей. Общая площадь получилась больше 40 тыс. кв. метров. По центру главного входа установили киевский герб тех времён, с Архистратигом Михаилом. Но митрополит киевский Феогност высказался против такого герба, и герб заменили грифонами. Это геральдические грифоны, которые держат в своих лапах лиру. А лира символ музыки и искусства в целом. Также фасад здания был украшен бюстами композитора Глинки, Серова, писателя Т. Шевченко. Удовлетворённый Феогност освятил киевскую оперу. По хорошей киевской традиции, журналисты раскритиковали новое здание, и назвали его “великой жабой”, что уселась в центре города. Обычные киевляне наоборот, сразу полюбили оперу.
Столыпин и Сказка о царе Салтане
14 сентября 1911 года общественность была крайне взбудоражена резонансным убийством. Несколькими днями ранее, Киев, вместе с семьёй, чиновниками и придворными прибывает император Николай 2-й. Император присутствует на опере “Сказка о царе Салтане” авторства Римского-Корсакова. Премьер-министр Столыпин, что тоже бы на спектакле, в перерыве стоял возле сцены, у оркестровой ямы. К нему впритык подходит молодой человек и два раза стреляет в грудь. Несколько дней министр борется со смертью в киевской клинике на нынешней улице Гончара, но умирает…
По завещанию покойного его хоронят там, где его могут убить. Власть организовывает пышные похороны, несколько тысяч человек печально идут за гробом покойного, и Столыпин обретает вечный покой на территории Киево-Печерской Лавры. Убийца, а им оказался монархист Дмитрий Богров, задержан на месте преступления. Богров сын богатого адвоката, но пылкий сторонник ликвидации монархии. Представившись охране как тайный агент, обещает предотвратить мнимое покушение, тем самым попадает на спектакль и делает своё гнусное дело. Суд был недолгим, приговор был простым — повешенье. Богрова вздёрнули на Лысой горе (Выдубичи), там же и похоронили. По могиле прошёл взвод солдат, и могила с тех пор утеряна.
Советский период и реконструкция
В 1919 году большевики “взяли” Киев и начали процесс национализации. Театр это тоже коснулось, и его переименовали в Оперный театр имени Карла Либхнета. Потом несколько раз еще переименовывали, и в 1939 году театр стал носить имя Тараса Шевченко. В рамках построения нового, пролетарского мира, стал обсуждаться проект перестройки киевской оперы, для того что бы придать ему более “рабочий” и “пролетарский” вид. Слава богу, никакая глобальная перестройка не состоялась. Всё обошлось тем, что сзади построили зал для репетиций и убрали с фасада бюсты российских композиторов. Для пропаганды идей победы социализма в опере ставят постановки “Щорс” и “Золотой ключ” авторства Лятошинского. Иногда идёт “Борис Годунов” Мусоргского. В 1941 году Киев занимают немецкие войска, и театральная труппа переезжает в Уфу.
Интересный факт. Немецкие сапёры успевают разминировать взрывчатку, которые закладывали отступающие советские войска, что можно считать везением. И через несколько месяцев, офицеры Вермахта собираются в опере на празднование дня рождения Адольфа, и советский лётчик сбрасывает бомбу. Бомба, пробив купол падает в зал, но не взрывается. Киевская опера снова уцелела. В 1961 году, второй во всём ссср, в оперный театр ставят контроллер температуры. В середине 80-х годов киевская опера претерпевает капитальную реконструкцию. Закулисные помещение были перепланированы, увеличено число гримёрок, сделал отдельный хоровой класс, стало больше залов для репетиций. Стала больше сцена, её общая площадь стала больше 800 м.кв. Чешская фирма установила первоклассный орган “Ригер-Клос”. Оркестровая яма увеличена до 100 людей.
В наши дни киевская опера постоянно работает, ставит постановки лучших зарубежных и украинских композиторов. Приятный факт, это вполне доступные цены, что позволяет посещать оперный театр даже небогатым людям. Здесь периодически проводят экскурсии, и можно вживую увидеть закулисье киевской оперы. (рекомендует прочитать про легендарную киевскую перепичку)
Адрес киевской оперы
Ст. метро Золотые Ворота. Улица Владимирская, 50.