В голосеевском лесу, на Теремках, относительно недалеко от метро «Выставочный центр» находится крайне интересное место, которое обязательно посетит каждый, кто проходит. Посетит, и будет удивлён, ибо ощутит себя во времени преподобного Антония, основателя Киево-Печерской Лавры. Где-то так, как сегодня выглядит Сергиева Пустынь, и выглядела наша главная святыня 1000 лет назад. История возникновения довольно интересна…
История жизни основателя пустыни
Около 20 лет назад, некий Сергей Борисов, киевлянин, просто пришёл в местный лес, вырыл пещеру и начал строить пустынь. Но, всё не так просто. До 40 лет он жил вполне себе обычной жизнью, работал художником-оформителем, хорошо фотографировал и планировал стать фотохудожником. Увы, не сложилось, Сергею однажды приснился вещий сон, который указал ему как жить дальше. В общем из творческой личности стал личностью религиозной. Он начал читать церковную литературу, рисовать изображения святых, общаться со священниками. Голос, который он вновь услышал, уже вживую, сказал найти храм на Чёрной реке, ту, где отпевали самого Пушкина, и там принять крещение. Второе же крещение Сергий принял на Львовщине, в Бродах, уже в греко-католической церкви. После этого принял решение выкопать пещеру в Подгорцах, в селе откуда его бабушка. Но, местный священник, сказал что лучше ехать копать на киевские горы, так как божья благодать тут сильнее.
После этого вернулся на родину, и, не долго думая, стал строить скит в голосеевском лесу. Сергиева Пустынь начала свою “жизнь” в 1999 году. Одежду себе сшил похожую на ту, в которой изображены на иконах Антоний и Феодосий, такой себе чёрный длинный балахон с капюшоном. На груди белый шарф, а на шарфу нашиты белый крест и… череп с костями. Именно так он представляет себе по-настоящему верующего человека и говорит что душу и тело держит в чистоте. Считает что классическая церковь не нужна для общения с богом, и роскошную жизнь многих церковников тоже осуждает. А вот священники Голосеевской пустыни в свою очередь осуждают его, мол много на себя взял, ведь для основания пустыни нужно больше чем желание…
Впечатления от посещения
Если вы ожидаете увидеть что-то похожее на храм, то вас ждёт разочарование. Это место скорее похоже на капище. И вообще, ощущения такие, как буд-то тут смешалось язычество, христианство и магия. И гармонично вписалось в местную природу. Прибита табличка на которой надпись «Сергієва пустинь», на украинском и русском языках. В центре высокое старое дерево, с иконой и «псевдокафедрой». Вокруг дерева песком обозначено пространство, такая себе территория алтаря. Рядом небольшая келья, где молится Сергий. В своё время у неё рухнул потолок, как раз в тот момент когда Сергий был на верху, и он расценил это как знак свыше. Бог не захотел его смерти. Откопал одежду, крышу укрепил досками и плёнкой. Поставил «буржуйку» и столик для гостей. Лежат тут записки «за упокой» и «за здравие», а значит что свои постоянные прихожане здесь уже имеются. Чуть дальше, на склоне вырыто трудами отшельника несколько мелких пещер, время от времени здесь и ночует.
Место, хоть и доступное всем, но всё же определённые правила поведения там есть. Нельзя кричать, ломать что либо, заходить с собакой или велосипедом. Про это написано на табличках, которых тут много. Также там написаны цитаты из библии, и фразы придуманные Сергием. Несколько лет назад построил такую себе избушку, по типу монгольского шатра. Утеплил коврами и ветками, и поселил туда инока Владимира. Которого нашёл рядом, пьяного. Но накормленный и обласканный Владимир в строительстве не помогал, а тихо смылся, как только стало холодать. Впечатляет и огромный чёрный крест, больше похожий на зловещее распятие.
Почему-то на территории не одни, а двое ворот. Наверное сакральный смысл в том что бы зайти с одного конца, и выйти из другого «очищенным», как бы начинается новый виток жизни. На деревьях повсюду висят иконы, подставки, на которых стоят свечи, и видно что горевшие. Рядом с избушкой место для костра, который окружает семиугольник. Похожий на тот, который используют шаманы для своих обрядов.
Наши дни
Довольно часто тут что-то строит/чинит/улучшает сам Сергий, и охотно беседует со всеми гостями. Несколько обугленных подставок помнят 2004 и 2007 годы. Когда вандалы пытались тут всё сжечь, но тщетно, упрямый отшельник всё отстроил. Правда постоянно тут так и не стал проживать, так как уже не молод, и плохо переносит холод. В любом случае место очень и очень интересное, и впечатления самые сильные. Одни видят в Сергие сумасшедшего, вторые истинно верующего, третьи хитрого приспособленца. Но и те, и другие признают его неординарность, а его творенье достойным знакомства. Сергиева пустынь однозначно украшение и Голосеева, и всего города. (прочтите еще про известный дом старого Киева)
Адрес дома
Ст. м. Выставочный центр, Голосеевский лес.
В глубине Голосеевского леса, на холме, недалеко от троп можно обнаружить православный храм под открытым небом. Войти в него можно с двух сторон, через входы-тропинки. Внутри храма много интересного и необычного.
Совсем рядом живут в самодельных хижинах три бомжа под охраной стайки собак, которые защищают их от злых людей.
Мы пообщались с одним из них. Владимир – один из трех жителей. Речь его бесхитростная и доброжелательная. Такой добродетели нет даже у большинства служителей обычных церквей.
Видимо, такие храмы свободной веры являются источником религиозных организаций, которые паразитируют на вере людей, создавая золотые соборы на таких местах.
По фактам:
0. Сергея “Голосеевского” зовут Сергей Борисов. Бывший художник. Основал “обитель”, когда остался без определенного места жительства. Потом он поселился у матери и перестал жить в “Пустыни”. А на свое место пустил других бомжей. Они там так и живут в шалашах “нижнего предела”. У одного из бомжей была собака, которого Сергий назвал “герой Украины”, которая и родила еще 7 щенков. Они и составляют свору собак, которая охраняет шалаши бомжей. Бомжи питаются в Голосеевской Пустыни, и там же побираются. На подачки покупают водку и бухают в “нижнем пределе”.
1. Не было в Киеве Серафима Саровского. Был богобоязненный парень Прохор из русской глубинки, который получил благословение у старицы Досифеи в Китаевской Пустыни. Она сказала ему идти в монастырь в Сарове (Россия, Нижний Новгород), где он только через 10 лет послушания был пострижен в монахи и имя Серафим. Т.е. по Голосееву Серафим Саровский не гулял никогда. Если кто-то и гулял, то мальчик Прохор. Да и то, пришел в Китаевскую Пустынь, и ушел.
2. “Дева Мария была не еврейкой” – это тоже надуманный факт. 2 тыс лет назад смешанные браки вообще были редкостью. Очень большой редкостью, а Сергий утверждает, что Дева Мария – точно была не еврейка и даже могла быть украинкой. 🙂
3. Польза от деятельности Сергея Борисова очевидна. Он много лет очищает тропу в Пустынь. В прямом смысле. Собирает мусор, украшает деревья резьбой, и даже подметает метлой участки тропы. Агрессивной проповеди не ведет, денег не требует и вообще, он довольно добрый человек, исповедующий своё понимание христианства с уклоном в язычество. В начале 2000-х Борисов был более активен в “Пустыни” имени себя. Одевал фиолетовую мантию со звездами, как основатель Печерской Лавры – старец Антоний. Он считает себя святым и уверен, что в будущем на месте Сергиевой Пустыни возникнет Лавра с золотыми куполами.
В связи с конфликтами, которые у него возникают время от времени с бомжами, “Пустынь” несколько раз поджигали. После каждого поджога, Сергей Борисов становился менее агрессивным в проповеди и своих претензиях на владение “Пустынью”.